воскресенье, 24 декабря 2023 г.

Бизнес-идея. Как заработать миллиарды и зохватить мир

Мне кажется, я уже несколько раз начинал писать этот пост, и он каждый раз куда-то исчезает. Прямо таки  за миллиард лет до конца света.

Давным-давно, когда я был маленький, я думал, что всё зло капитализма средоточено в рекламе (и в микрософте ха-ха). Как так? А вот так - главная ценность капитализма в том, что люди голосуют звонкой чеканной монетой и конкурентное преимущество получают произвозводства с более выскоким качеством и меньшим уровнем издержек. Хочешь выжить, хочешь заработать, хочешь стать богатым - будь лучше, говорили они. Очевидный профит для потребителей - потребители полчуают лучший товар за меньшие деньги. Когда в эту идеальную схему вмешивается реклама, то вместо того, чтобы стать лучше, тебе надо сделать так, чтобы про тебя думали, что ты - лучше. То есть вместо того, чтобы вкладываться в качество и снижать издежки, тебе надо вкладываться в рекламу, и искать инвесторов. Очевидно, что профита простым потребителям тут не дождаться.

На самом деле в жизни всё оказалось немного не так, как я наивно полагал. Идеальный капитализм с его законом спроса и предложения реально работает и приносит пользу только на развивающихся рынках. В процессе стабилизации отрасли всё начинает стремиться к укрупнению, монополии и олигархии:

https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/578422/

Cама природа нерегулируемого капитализма:

- Ведёт к самоуничтожению свободного рынка как свободы конкуренции для бизнесов и её выгод для потребителей — то есть, декларируемых высших идеологических ценностей капитализма.

- Ведёт к неизбежности перехода к посткапитализму — контролю общества над средствами производства через государство.


Имея за плечами такую низкоуровневую предрасположенность к рекламе, и работая в рекламной конторе, однажды я подумал, что было бы неплохо скрестить эти два противоречия. И так мы получаем RTB для людей.

Идея очень проста. Как работает современный интернет. Есть производители и потребители интернет-контента. Писатели и читатели. Писатели пишут чтиво, а читатели его читают. Для того, чтобы читатели оплачивали услуги первых, а писатели имели средства к существованию и работали, существует реклама. Писатель делает так, что потребление его труда обязательно приводит к потреблению рекламы. Читатель видит рекламу, происходят сложные биохимические реакции организма и его синапсы посылают соответствующий сигнал в кончики пальцев, происходит переход, cpv/cpc, покупка, ввод кода из смс, оформление заказа, конверсия, и вот наш читатель становится счастливым обладателем более новенького айфона, а писатель с adme.ru, или дзен получает свою копеечку за бесонные ночи мук творчества. Все смеются, все довольны. Нравится ли это читателям? Судя по количеству установок adBlocker не очень нравится. Но adBlocker не очень нравится писателям, судя по количеству установок anti-adBlocker-ов. И вроде бы все друг друга любят, и даже готовы донатить и меценатить, но продолжают ставить adBlock, adBlock blocker, anti-adBlockBlocker. Замкнутый круг.

А что если. А что если из этого сложного круговорота денег убрать рекламу. И сделать финансовый круг короче. Читатели читают, и платят писателям за чтиво. Писатели получают деньги от читателей, и это вдохновляет их писать. Технически это может быть совсем не сложно. Например это могло быть очень похоже на RTB.

Читатель кидает 500 рублей в месяц на свой счёт и смело идёт на страничку с чтивом. Две системы начинают отслеживать потребление. Одна - система читателя, вторая - система писателя. Информацию о потреблении они сохраняют. Потом посылают друг другу посылку - ты начитал у меня на столько-то, я начитал у тебя на столько-то. Если всё сошлось - ура - вот тебе твоя копеечка, пеши исчо.

В принципе всё действительно похоже на RTB. Есть некий тариф - например за уникальное посещение страницы, за время потребления, за активность, проявленную на странице (scroll, click, select). Есть агрегаторы активности. Активность для читателя собирает плагин в браузере. Активность для писателя очевидно должен собирать js на сайте. Читатель может посмотреть на какие сайты он заходил, какую активность проявлял, сколько за это заплатил, чтобы убедиться, что его никто не обманул. То же самое делает писатель. Очевидно, что в реальной жизни не обойдётся без фрода, накруток и попыток обмануть систему - как в RTB. С точки зрения читателя на мой взгляд всё более-менее прозрачно - если хочешь халяву - ставь adBlock и надейся, что кто-то добавил твою рекламу в Ru AdList. Поэтому от читателей я не ожидаю подвоха. Писатели же должны модерироваться, быть проверенными и нести финансовую ответственность. В принципе и для тех, и для других должен существовать fall-back - возможность отступить и вернуться к старой доброй рекламе. 

Я слышал, что попытки создания такой системы были. И провалились, очевидно из-за того, что создатели системы решили перетянуть одеялко. Несите нам свои денежки, мы всё разрулим. Так работать не будет. Очевидно, что система должна быть построена на открытых стандартах. Во первых все протоколы обмена данными должны быть открытыми. Во-вторых все участники должны быть взаивозаменямыми, с прозрачной стоимостью их услуг. Я вижу таких участников процесса: агрегаторы активности (собирают информацию об активности, консолидируют по читателю, писателю). Финансовые агрегаторы - позволяют с одной стороны оплатить услуги, с другой получить заработанное. И самое сложное - разрешение конфликтов и определение границ стоимости и цен.

Ещё одним интересным моентом является вопрос ценообразования. Проще всего тут взять реальную информацию об активности читателей, доходах писателей, и исходя из этого вычислить стоимость посещения. Я предполагаю, что расход на посещение сайтов без рекламы должен быть сопоставимым с затратами на связь (мобильный телефон / интернет), но эту гипотезу надо проверить.

Для более справедливой оценки стоимости надо будет создать модель потребления, выделить разные группы сайтов и подумать.


Комментариев нет:

Отправить комментарий